Если не платить за вывозу мусора
Содержание:
- Правила обращения с ТКО, нововведения
- Другие важные нововведения реформы
- Особенности нововведений
- На какой стадии находится Реформа в РФ
- Расскажите о вашем отношении к Реформе
- Выявлены первые проблемы
- Перспективы Реформы
- Нормы размещения мусорных контейнеров от жилых домов
- Виды услуг по вывозу ТКО в частном секторе
- Расскажите о вашем отношении к Реформе
- О региональном операторе и его обязанностях
- Заключение договора с оператором
- Льготы и скидки для ИЖС
- Формирование тарифов на вывоз отходов
- Законодательная база и вступившие в силу правила
- Заключение договора с оператором в частном секторе
Правила обращения с ТКО, нововведения
Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:
- порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
- порядок их транспортировки;
- порядок утилизации, безопасности захоронения и т.д.;
- основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.
С января 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько – это решается на местном уровне исходя из потребностей населения.
Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.
Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.
К примеру, Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2016 № 999-47 «О содержании и порядке заключения соглашения между уполномоченным исполнительным органом государственной власти МО и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден порядок сбора, транспортировки, утилизации мусора на территории Московской области, предусмотрены права и обязанности сторон и регламентированы действия по оказанию соответствующей услуги. На основании этого соглашения оператор должен заключить договоры с гражданами.
Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом, и с этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.
В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.
Другие важные нововведения реформы
Появление региональных операторов
С изменениями закона введены новые понятия. Одно из них – региональный оператор. Это мусороуборочная компания, которая заключает со всеми собственниками отходов, в пределах территории обслуживания, договор на обращение с ТКО. Она определяется по результатам конкурсного отбора на срок не более 10 лет. Как правило, это крупная компания, обеспечивающая наибольший объем вывоза мусора. Все потребители обязаны заключить договор с региональным оператором и оплачивать услугу по ТКО на его расчетный счет. Остальные мусороуборочные компании, называемые просто «операторами» и являются подрядчиками. Обращение с отходами является лицензируемым видом деятельности. Все операторы, включая и регионального, обязаны получить лицензию.
Раздельный сбор мусора
Правительством России принят ряд решений для стимулирования раздельного сбора мусора, что позволит снизить затраты на их дальнейшую сортировку и переработку.
Обратите внимание! Для потребителей, сортирующих мусор, тарифы могут быть снижены.
Появился тариф на обработку отходов, которая включает сортировку, разборку и очистку. Это стимулирует дальнейшее развитие переработки мусора, поскольку не все затраты ранее окупались.
Борьба с несанкционированными свалками
Обязанность ликвидации самовольных свалок лежит на собственнике земельного участка, выявить которого должен региональный оператор. Если собственник не принимает мер по ликвидации в течение30 дней, то региональный оператор обязан ликвидировать свалку и имеет право предъявить затраты собственнику участка, в том числе и через суд.
Проблемы в реализации мусорной реформы
К проведению реформы готовились заранее, но невозможно провести столь масштабные преобразования без ошибок. Не все нововведения толкуются однозначно. Поэтому многие положения меняются непосредственно в ходе реформы. Пока не принят порядок распределения объемов по обращению отходов среди подрядных организаций. Есть опасения, что региональные операторы все объёмы со временем заберут себе и станут монополистами. Многие мусороуборочные компании не имеют своих полигонов, а порядок их допуска к существующим не определён. Конкуренты вынуждают мелких операторов вывозить отходы на дальние полигоны, порой в соседние районы, что делает их бизнес убыточным. Решить данную проблему сложно, ведь собственник полигона вправе сам определять, с кем ему работать. Чаще всего он тоже является оператором и конкуренты ему на его полигоне не нужны. Возможно, правительство пойдет по пути разделения деятельности по видам обращения с отходами:
- Сбор, сортировка, перевозка – один вид.
- Переработка – второй.
- Утилизация – третий.
Подобное решение уже опробовано в энергетике, где произошло разделение на генерацию, передачу, сбыт. Не разработан ценовой механизм стимулирования сортировки отходов на площадках. Не ясно кто должен забирать рассортированные отходы – операторы или организации, заинтересованные в получении этих отходов. Для их вывоза порой нужны спецмашины. Например, стеклобой нужно вывозить специальным транспортом. Пластиковые бутылки с закрытыми пробками не сжать простым уплотнением в мусоровозе. Нужен пресс с прокалывающими иглами для выхода воздуха. А это совсем другое оборудование. И все же проведенная реформа позволила существенно улучшить ситуацию и дала дальнейший стимул в наведении порядка, во всех смыслах этого слова.
Обращение с твердыми коммунальными отходами согласно постановлению 1156
Расчет платы за ТКО — стоимость вывоза мусора
Расшифровка услуги по обращению с ТКО в коммунальных квитанциях
Норма накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на 1 человека
Положения федерального закона 89 об отходах производства и потребления
Требования СанПиН и СНиП к контейнерным площадкам для мусора
Особенности нововведений
Оплата счетов считается обязательной, а для расчета тарифа берется такой показатель, как количество человек, прописанных по адресу. Казалось бы, приближающиеся благие намерения, окажутся попросту новым видом налогообложения, за счет которого пополнятся карманы тех, кто имеет прямое отношение к реформе.
Каждый будет тянуть одеяло в свою сторону, а почему то счет нужно оплачивать только потребителям. К сожалению, игнорировать требования законодательства невозможно, и точно так же, как при не оплате капремонта будут начисляться пени и штрафы. Как обещают, в Ростовской области и по всей России плата за эту услугу будет регулярно увеличиваться, а Минприрода и Федеральная антимонопольная служба ФАС не слишком спешат предпринимать какие-либо меры.
На какой стадии находится Реформа в РФ
По новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами работают теперь 62 субъекта. 13 регионов провели реформу ТКО частично, еще в девяти новая система заработает до конца года.
С января текущего 2019 года россияне уже начали получать видоизмененные платежки: строка о вывозе мусора в них убрана из состава жилищных услуг и переведена в разряд коммунальных. Тарифы за эту функцию теперь устанавливает государство, а не ТСЖ, управляющие компании и пр.
За ликвидацию отходов отвечают не муниципалитеты, а региональные операторы. В большинстве регионов операторы уже выбраны сроком на 10 лет и более. Это произошло в 2018 году на конкурсной основе. Сами регионы разбиты на кластеры. Их границы определены территориальной схемой. За каждым оператором закреплен один или несколько таких участков.
С гражданами и юридическими лицами заключены договора, на основании которых производится вывоз мусора.
Реализовать все идеи «мусорной реформы» сразу не получится, поэтому Федеральным Законом №89 предусмотрены отсрочки. Отсрочки на 3 года добились Москва и Санкт-Петербург, мотивировав это тем, что в регионах отсутствует территория для размещения современных полигонов и заводов по переработке мусора.
Расскажите о вашем отношении к Реформе
Расскажите о вашем отношение к изменения в законодательстве (можно выбрать 3 варианта ответа, как плюс, так и минус).
Ощутил на себе реформу, и я сильно не доволен!
Общий балл
928
231
–
+
1159
Я не согласен с тарифами! Платить не хочу, но видимо придется.
Общий балл
667
227
–
+
894
Мне до сих пор не понятна система расчета — нужны подробности!
Общий балл
451
127
–
+
578
Реформа необходима. Я поддерживаю изменения, хоть и не согласен с ними.
Общий балл
-172
382
–
+
210
Мы — народ… Будем платить за все, что нам нарисуют в квитанциях…
Общий балл
-177
266
–
+
89
Я полностью поддерживаю изменения, буду исправно платить по счетам!
Общий балл
-208
291
–
+
83
Выявлены первые проблемы
Реформа вызвала неоднозначный отклик у населения, многие граждане враждебно настроены к нововведениям. Это влияет на собираемость платежей, уровень которых в данный момент составляет 50,3 %. Отказ жителей оплачивать работу регионального оператора может привести к остановке деятельности последнего. Такая угроза существует в Дагестане, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Пермском крае, а также в Самарской, Новосибирской, Ульяновской областях, Красноярском крае, Алтайском крае.
Одна из причин, по которой люди отказываются оплачивать счета за вывоз мусора – резкое увеличение суммы в платежке.
Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!
Сами регоператоры объясняют повышение платы рядом факторов, среди которых: расстояние до места сортировки и утилизации (чем оно больше, тем выше топливный расход транспорта, который вывозит мусор), цена на топливо в конкретной местности и даже климатические условия.
Кроме того, не везде начисления включены в единую платежку. Там, где приходит отдельная бумага, жители чаще всего предпочитают не платить.
Ряд регионов оказались неготовыми к переходу на мусорную реформу. Зафиксированы сбои при выставлении счетов. В Тверской области жителям платежку присылали дважды за месяц, а в Калининградской квитанции заготовили даже на умерших. Однако позднее чиновники это истолковали как пробную версию.
Встречаются случаи, когда управляющие компании собирают деньги с жильцов, но до оператора сбор не доходит.
Еще одна проблема – отсутствие в стране предприятий с полным циклом переработки, где какая-то часть передавалась бы для использования в виде вторичного сырья, какая-то часть перерабатывалась.
Перспективы Реформы
Среди благоприятных перспектив мусорной реформы намечены следующие:
Изменения в сфере вывоза и переработки отходов должны повлиять на борьбу с незаконными свалками.
Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!
Ликвидировать все несанкционированные свалки предстоит до 2024 года – это постановление Президента содержится в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».
- Переход на раздельный сбор мусора. В 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный.
- Создание по всей стране современных технологичных полигонов и мусороперерабатывающих заводов.
Однако в реальности в результате множества проблем, которые встретились на пути реализации реформы, само ее будущее оказалось под вопросом. С начала 2019 года по стране прошло несколько акций и митингов протеста против новых правил. Часть политиков говорит о том, что реформа обречена на провал.
Друга часть чиновников настроена более оптимистично и считает, что новые правила приведут к созданию прозрачной схемы обращения с ТКО.
Нормы размещения мусорных контейнеров от жилых домов
СанПиН (или санитарные правила) разрабатываются на основе проведенных научных исследований и рассчитаны на безопасность населения и его бытовые удобства. Именно поэтому расстояние до мусорных баков от дома не допускается, по санитарным нормам, менее 20 и более 100 м.
Помойка во дворе
Если дистанция между домом и мусорным контейнером составляет меньше установленного по СанПиН норматива, оно не выполняет установленного предназначения. Но если расстояние от мусорки больше, оно создает неудобства для жильцов, вынужденных ежедневно путешествовать с мусором на значительную удаленность. В многоквартирных домах проживают разные категории населения, и особенно сложно такие походы к мусорнику совершать пожилым людям.
В 2019 году за вывоз отходов и содержание в относительном порядке специальных ёмкостей должна отвечать компания, которая выиграла тендер по данному направлению. Ранее за выполнением этих обязанностей (своевременностью вывоза мусора, санобработкой мусорных контейнеров и площадок под баки) обязан был следить глава управления жилфондом административного района.
Завал на площадке
Решать, как располагать площадки с мусорными контейнерами, должно не менее трех участников процесса – органы санитарного надзора, управление по архитектуре и жилуправление. В ситуациях, когда норма, указывающая должный отступ от мусорного бака или контейнера до жилого дома, по каким-либо причинам невыполнима, решение выносится специальной комиссией.
Нормативные акты
Расстояние от мусорной площадки до жилого дома, как минимальное, так и максимальное, регламентируется несколькими основополагающими документами:
- СанПиН 1.2.2645-10 (санитарно-эпидемиологические правила и требования), который был утвержден в 2010 году специальным постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации.
- СанПиН 42-128-4690-88.
- СНиП, принятые в разное время, определяют расстояния от ИЖС, расположенных в частном секторе, где выполнение нормативов подчас невозможно соблюсти.
- ФЗ-503 – изменения в законодательстве, принятые в декабре 2017 года, которые вступили в действие в 2019 году и более известны как Закон о мусоре – о новом порядке складирования и вывоза отходов на мусорные свалки. В нем обязанности по вывозу мусорных отходов перекладываются на местные власти и определенного на конкурсной основе регионального оператора (компании, занимающейся вывозом и складированием различных категорий отходов, твердого и бытового мусора).
Чисто и убрано
Расстояние от дома до мусорной площадки определятся по санитарным нормам. Помойка может располагаться на удалении от жилого дома от 20 до 100 м и должна соответствовать перечисленным нормам расстояний.
Виды услуг по вывозу ТКО в частном секторе
Люди, которые проживают в собственном доме в частном секторе или в сельской местности, подразделяются на три категории граждан, получающих услуги по вывозу мусора:
- Собственники индивидуального жилья имеют ТСЖ или управляющую компанию. Договор с региональным оператором заключен ими, соответственно тариф принимает ТСЖ или управляющая компания и она же перечисляет денежные средства оператору;
- Собственник не имеет ТСЖ или УК, но пользуется общей контейнерной площадкой для сбора мусора. В этом случае заключением договора считается оплата счета от регионального оператора. Погасить задолженность можно либо напрямую оператору, либо через посреднические организации. Этот вопрос решается внутри каждого субъекта РФ. В Подмосковье, например, посредником выступает Мосэнергосбыт;
- Человек, проживающий в собственном доме, желает иметь личный контейнер для мусора. В этом случае необходимо заключить индивидуальный договор с региональным оператором, где будут прописаны объем вывозимого мусора и стоимость услуги. Личный контейнер можно приобрести у регионального оператора по себестоимости.
Расскажите о вашем отношении к Реформе
Расскажите о вашем отношение к изменения в законодательстве (можно выбрать 3 варианта ответа, как плюс, так и минус).
Ощутил на себе реформу, и я сильно не доволен!
Общий балл
928
231
–
+
1159
Я не согласен с тарифами! Платить не хочу, но видимо придется.
Общий балл
667
227
–
+
894
Мне до сих пор не понятна система расчета — нужны подробности!
Общий балл
451
127
–
+
578
Реформа необходима. Я поддерживаю изменения, хоть и не согласен с ними.
Общий балл
-172
382
–
+
210
Мы — народ… Будем платить за все, что нам нарисуют в квитанциях…
Общий балл
-177
266
–
+
89
Я полностью поддерживаю изменения, буду исправно платить по счетам!
Общий балл
-208
291
–
+
83
О региональном операторе и его обязанностях
Количество операторов устанавливается региональными властями. Он может быть одним или же обслуживать территорию будут несколько операторов. Выбираются они на конкурсной основе региональной исполнительной властью. Региональный оператор должен иметь лицензию на данный вид деятельности. В его обязанности входит сбор мусора, его транспортировка, накопление, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение.
В полномочия органов местного самоуправления входит:
- Создание и содержание контейнерных площадок, если в соответствии с законодательством РФ такая обязанность не возложена на других лиц;
- Разработка схемы размещения мест накопления ТКО и ведение реестра мест накоплений.
Обязанность обеспечить места для сбора мусора контейнерами в необходимом количестве, ремонт этих контейнеров и все операции, связанные со сбором и утилизацией мусора возложены на региональных операторов.
Заключение договора с оператором
Договор с региональным оператором является типовым и если собственник частного дома решил заключить индивидуальный договор, то основные условия будут прописаны в дополнительном соглашении.
Можно выделить несколько основных пунктов, которые должны присутствовать в соглашении:
- Сведения о потребителе – физическом лице: ФИО, дата рождения, документ, удостоверяющий личность, контактный телефон;
- Сведения о жилом доме (площадь, количество проживающих в нем лиц);
- Наименование предоставляемой коммунальной услуги;
- Требования к качеству предоставляемой услуги;
- Порядок определения объема предоставленной услуги;
- Порядок определения размера платы.
Льготы и скидки для ИЖС
Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!
Как уже говорилось выше, в тарифах для частного сектора и сельской местности уже заложена скидка, т. е. эти тарифы ниже, чем для городских жителей.
Если ваш дом находится в пределах 2 км от полигона ТКО или предприятия, которое перерабатывает их, вам предоставляется скидка в размере 70% от тарифа.
Скидки предусмотрены и для отдельных категорий граждан. Пенсионеры в возрасте до 70 лет получат скидку в 30 %, от 70 до 80 лет получат скидку в 50%, старше 80 лет вообще освобождаются от уплаты тарифа за вывоз мусора.
Формирование тарифов на вывоз отходов
С расчетами в большинстве субъектов более-менее понятно (1 человек=1 стандартная плата), но в ряде регионов ситуация более сложная. Так, например, Москва и Московская область условно поделены между семью РО. Плата за ТКО в Москве для граждан рассчитывается не по количеству зарегистрированных на жилищной площади, а по ее фактическому метражу.
То есть каждый оператор в данном регионе имеет не только установленный тариф за обслуживание кубометра отходов, но и определяет сколько должен платить за мусор гражданин с каждого квадратного метра своей квартиры.
Для частного сектора: в случае вхождения дома в состав организованного жилого комплекса (товарищества, садоводства или иной подобной организации) обязанность по заключению договоров с РО возлагается на УК (ТСЖ). Тариф будет одинаков для всех, и оплата будет включена в счет (в квитанции) отдельной строкой. Если же ИЖС находится обособленно, то собственник должен сам позаботиться о заключении договора с РО, в этом случае оплата в частном доме будет осуществляться по фактическим объемам ТКО, вывозимым оператором, а квитанция будет приходить только по факту оказания услуги.
Можно уменьшить тариф за вывоз мусора, в том числе в частном секторе, направив региональному оператору документы, подтверждающие отсутствие проживающих в квартире более 5 дней в месяц.
Льготы и субсидии
- 30% – такая скидка за тко начисляется многодетным семьям и пенсионерам до 70 лет, с такой же льготой предлагается платить собственникам частных домов при заключении договора с РО;
- 50% – льгота для инвалидов, ветеранов труда, лиц, имеющих отношение к ВОВ, пенсионерам до 80 лет;
- 70% – для собственников домов, располагающихся на расстоянии 2 км до коммунальных полигонов;
- 100% – плата за вывоз мусора с такой льготой начисляется пенсионерам, отметившим 80-летний юбилей.
Не могут рассчитывать на скидку ветераны боевых действий (правило не распространяется на ВОВ). Также стоить отметить, что все льготы имеют компенсационный характер: оплата осуществляется в полном объеме, а излишне уплаченная сумма позже возвращается на счет. Это абсолютно законно и правомерно.
Отсрочка на введение мусорной реформы
Часть регионов получила отсрочку на ввод “мусорной” реформы. В связи с тем, что РО выбирались на конкурсной основе, не везде конкурсы “мусорных королей” прошли успешно, соответственно, РО и тарифы еще не определены.
Также отсрочка предоставлена крупным городам Федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). В таких регионах все платежи за твердые отходы осуществляются частично по-новому, частично – по предыдущим тарифам.
Законодательная база и вступившие в силу правила
«Мусорная реформа» – это не официальное, а данное народом название изменений, затронувших существовавшее законодательство, регламентирующее переработку мусора. Такие нововведения обусловливаются поправками, предусмотренными в принятом в декабре 2017-го года федеральном законе под номером 503. Этот законодательный акт призван внести коррективы в ФЗ-89, утверждённый в далёком 98-ом году прошлого века. В стране 503 закон вступил в свою силу только с 1-го января 2019-го года, но пока он соблюдается не во всех регионах, поэтому в 2020-ом реформа продолжится.
Поправок в законодательстве, регламентирующем нормы отходов потребления и производства, а также их переработку, было немало. Так, новый закон затронул полномочия местных органов самоуправления в муниципальных районах, городских и сельских поселениях, а также в прочих территориальных единицах и субъектах РФ. На данный момент в обязанности данных структур входят:
- организация и содержание отдельных мест накопления твёрдых бытовых и коммунальных отходов (ТБО и ТКО);
- разработка схем расположения накопительных площадок;
- ведение единого реестра (учёта) мест скопления ТКО;
- осуществление воспитания местного населения и привитие экологической культуры в сфере обращения с отходами.
Схема обращения со всеми отходами должна разрабатываться и внедряться на территориальном уровне. Она сначала формируется, потом активно обсуждается местными исполнительными управляющими органами, далее утверждается и по необходимости корректируется по установленным российским правительством правилам.
Значительно изменились после вступления в силу нового закона и требования, которые предъявляются к площадкам, предназначенным для накоплений мусора. Они должны полностью соответствовать законным нормам, в ином случае места скоплений и переработки отходов с выявленными нарушениями ликвидируются.
Заключение договора с оператором в частном секторе
Для владельцев ИЖС существует два варианта сотрудничества с региональным оператором.
Если вы проживаете в частном доме, который относится к коттеджному поселку, садовому товариществу или деревне, в которых имеется своя управляющая компания, вам не придется заключать договор лично. Вопросами о вывозе мусора займется ваша УК, которая и подпишет все необходимые бумаги от своего имени в интересах собственников жилья и договорится о регулярном опорожнении мусорных контейнеров.
В случае же, если ваше жилье расположено обособленно и не принадлежит к какому-либо жилому комплексу, вы обязаны лично подписать договор с РО, выделить на своем участке место для контейнерной площадки и мусорного бака, а также обеспечить спецтехнике доступ к зданию.
Порядок заключения договора следующий:
- В течение месяца после утверждения администрацией РО, оператор публикует извещение о необходимости оформить договор;
- Владелец ИЖС подает заявку на оформление договора;
- РО направляет договор потребителю;
- Владелец ИСЖ подписывает договор.
Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!
Важно! Договор считается заключенным на 16-й рабочий день после его публикации на официальном сайте РО, следовательно, обязанность оплачивать услуги возникает у собственника ТКО независимо от фактического подписания экземпляра договора. Договор действителен в течение срока, на который был избран РО.