Китайский стиль в ландшафтном дизайне, фото
Содержание:
- Правила создания китайских садов
- Минимализм в ландшафтном дизайне
- Оформление сада
- Учение фэн-шуй — главное руководство к действию
- Исторический экскурс: опускаемся вглубь веков
- Китайские традиции и подход к воспитанию детей
- Типы китайских садов
- Почему первое, чему учат китайских детей в саду – сидеть на стульчиках
- Установка деревянных свай.
- В различных комнатах дома
- Особенности пейзажного стиля
- Каков хозяин, таков и стиль
- 8 основных принципов садово-паркового искусства Китая
- Китайский стиль
- Дополнительные дизайнерские решения
- Литература
- Философия стиля
- Описание
- Планировка китайского сада
Правила создания китайских садов
Для того чтобы создать красивый ландшафтный дизайн в китайском стиле, рекомендовано придерживаться определенных правил:
- Жилье, которое создает человек, не должно искажать течение Ци. Все строения на участке характеризуются прямыми углами и геометрическими формами. В то же время природа имеет плавные линии и хаотичность. Для того чтобы сделать композицию гармоничной, рекомендовано создать китайский сад.
- Дом человека – это часть композиции, которую необходимо располагать по центру участка. При создании ландшафтного дизайна рекомендуется следить за тем, чтобы композиция была законченной. В данном случае энергия ци должна направляться в сторону жилища. Это даст возможность полюбоваться прелестями природы с террасы дома. Композиция должна создаваться таким образом, чтобы дом и ландшафтный дизайн дополняли друг друга.
- С помощью китайского сада должно проводиться не только эстетическое украшение местности. Его создают для того, чтобы оздоровить человека. Благодаря универсальности дизайна обеспечивается прилив сил и энергии.
Изобразительная составляющая традиционного китайского искусства является достаточно важной. Этот аспект должен в обязательном порядке учитываться при создании сада как в Китае
Минимализм в ландшафтном дизайне
Стиль в ландшафтном дизайне минимализм пестрит лаконичностью и практичностью. На такой территории должно присутствовать минимум деталей и возможных аксессуаров: навесных вазонов с цветами, привлекательных фонарей с плафонами, заборчиков, перегородок. Заявленное направление характеризуется следующим образом:
- подходит для участков любого размера;
- задействуется для территорий, где предлагается зонирование;
- требуются строгие формы: ровные прямые дорожки, отсутствие хозпостроек;
- сдержанная цветовая палитра: белый, бежевый, терракотовый, кремовый;
- природные или искусственные материалы: кирпич, металл, французский камень;
- отсутствие ограничений к высадке растений: для посадки подходит ива, береза, липа, клен, плодовые культуры, хвойные деревья: кипарис, ель, туя;
- украшением послужат крупные валуны, древесные коряги, металлические шары, бетонные статуи.
На территории возле дома в стиле минимализм обязательно должен присутствовать небольшой искусственный водоем: бассейн, пруд, водопад. Его очертания имеют строгие геометрические формы.
Стиль модерн для благоустройства двора возле собственного домаИсточник samdizajner.ru
Модернистский ландшафтный дизайн с зоной отдыха во дворе домаИсточник pinterest.co.uk
Оформление двора в модернизме с искусственным водоемомИсточник roomester.ru
Оформление сада
В восточном садово-парковом искусстве нельзя не заметить мосты. Они поражают воображение разнообразием видов. Особенно выделяются горбатые мосты. Повторяя форму дуги, они возвышаются над поверхностью воды в высшей точке на достаточно приличном расстоянии. Если вы решите насладиться лодочной прогулкой по собственному пруду, то эта арочная конструкция вам не помешает.
Какие еще мосты готов предоставить для созерцания китайский стиль на загородном участке? Зигзагообразные, волнистые и привычные прямые. Их сооружают из каменных плит и дерева, вплетая в общую архитектуру.
Запоминается восточный ансамбль любовью к камню. Этот материал используется повсеместно для сооружения миниатюрных горных возвышенностей, в виде отдельных композиций из нескольких глыб. Обрамляют величие материала растения.
В китайском ландшафте камень приобретает особый характер, в нем заключена философия, эстетика и поэзия. Для оформления подбираются варианты с переливами, природными очертаниями и узорами. На них хочется непросто смотреть. К ним хочется прикасаться, чувствуя под пальцами рук каждый изгиб и линию.
Культурные традиции прослеживаются и в скульптурах. Каменные львы, драконы встречают владельцев дома у ворот или при входе в дом. Они призваны защищать от негативной энергии и подчеркивать атмосферность стиля.
Учение фэн-шуй — главное руководство к действию
Учение фэн-шуй является идеологической основой китайского сада. Основными постулатами фэн-шуя, нашедшими свое применение в ландшафтном дизайне, являются:
Гармония между всеми элементами сада (как отражение мироздания, гармонии пяти стихий). Это касается всего — пропорций воды и суши, свободного и занятого пространства, особенностей ландшафта.
Четкое выделение центра, главной доминирующей точки.
Значимость каждого растения, каждого элемента садового дизайна.
Все, что будет сделано, построено, высажено, выкопано в китайском саду, должно быть пронизано энергией Ци, и задача хозяина участка направить эту энергию в нужное русло.
Исторический экскурс: опускаемся вглубь веков
Зачатки ландшафтного дизайна проявились сразу, как только первобытные люди определились с понятием собственного жилища: мощение галькой площадки перед пещерой вполне можно сравнить с современным обустройством подъездной аллеи к загородному особняку. Садовники и главные архитекторы во дворцах древних правителей (Ассирия, Вавилон, Египет), услаждавшие взоры повелителей результатами своей работы, даже не представляли, что являются ландшафтными дизайнерами, однако заложили основы науки о гармоничном изменении окружающего мира. Висячие сады Семирамиды – творение гениального ландшафтного архитектора, были признаны древними одним из Семи чудес света, парк Версаля – не менее грандиозное и великолепное детище Андре Ленотра, более близкое нашему времени, считается хрестоматийным примером, вершиной садово-паркового искусства, а японский «Сад камней» Рёан-дзы в Киото, чья атмосфера окрашена религиозно-философскими нотами, стал одним из праотцов стиля минимализм в дизайне и архитектуре.
Китайские традиции и подход к воспитанию детей
Детский сад в Китае считается своего рода средством от эгоизма, ведь в работе с малышами преобладают коллективные формы занятий. Как результат укрепляется чувство взаимопомощи и дружбы, делается упор на развитие коллективизма.
В детских группах поддерживается порядок и строгая дисциплина. Не допускаются драки, ссоры и непослушание. Плюс принятых в КНР методов воспитания в том, что, исправляя конфликтную ситуацию, воспитатели всегда общаются с детьми спокойно и сдержанно. Наставление ни в коем случае не включает в себя жестокость в наказании.
В Китае ценятся и с детства прививаются такие качества, как:
- трудолюбие;
- настойчивость;
- сочувствие к другим;
- уважение к старшим.
В детских садах не поощряется лень и пустое времяпровождение. Детям ясно дают понять, что от них ожидается, а чего следует избегать. В доступной форме они обучаются тому, что послушание всегда поощряется, а непослушание осуждается.
В садике детей разными способами готовят к начальной школе. Иногда выдают малышам одинаковую форму и рюкзаки, что также прививает чувство принадлежности к коллективу.
В рамках дошкольного обучения детей учат культурным особенностям страны, ее истории и традициям. Учат находить решения в повседневных конфликтных ситуациях, развивают любовь к труду и природе, воспитывают ответственность и самостоятельность.
Типы китайских садов
Исторически сложилось три типа китайских садов:
Императорские, потрясающие своей роскошью и утонченностью.
Монастырские или естественные, максимально встроенные в природный ландшафт.
«Сады за стеной» — частные сады. Именно эти сады и являются прототипами современного китайского стиля.
По эмоциональному воздействию выделяются:
Смеющиеся сады, символизирующие полноту, яркость и радость жизни. При устройстве используются цветущие растения, яркие краски, способные создать настроение радости и полноты жизни.
Угрожающие сады, символизирующие разрушительную власть стихий. Используются беспорядочно набросанные валуны, искривленные, покрытые мхом и лишайником деревья с темной листвой.
Идиллические сады, восстанавливающие покой и гармонию.
Очень интересным решением может стать устройство всех трех эмоциональных садов на одном участке
При этом важно обеспечить композиционную завершенность задумки.
Почему первое, чему учат китайских детей в саду – сидеть на стульчиках
— Они, в общем, уже обвыклись, — сообщила мне Ли на второе утро, удовлетворенно кивнув на детей: они сидели на выставленных подковой стульчиках, а Старшая Ван расхаживала туда-сюда.
На третий день учительницы взялись объяснять детям, что от них требуется. Пока это оказалось самым отчетливым указанием о поведении в классе. Указание было предложено в виде песенки:
Я малыш хороший,
Ладошки на местах,
Ножки всегда вместе,
Ушки на макушке,
Глазки нараспашку,
Прежде чем сказать,
Я поднимаю руку.
Учительницы велели детям подпевать — и хлопать в ладоши в такт. Чтоб крепче запомнилось, выдали конфеты. Учительница Тан заявилась с пластиковой чашей, наполненной «Скиттлз».
— Кто хорошо сидит? Все, кто хорошо сидят, получат конфетку, — сказала Тан.
Несколько детей пискнули со своих мест:
— Я! Я, учитель!
Учительница Тан показательно осмотрела положение рук, ступней и коленок, после чего кивала одобрительно и выдавала по конфетке.
Назавтра то же упражнение проделали с применением наклейки в виде красной звездочки.
— Домой не пойдете, пока не получите красную звездочку, — внятно проговаривала Старшая Ван, обходя подкову и оценивая каждого ребенка. Приклеивая звездочки на лбы, она делала из каждого награждения целое дело.
— Этот воспитанник доел сегодня весь рис, ему звездочка.
— Эта воспитанница быстро заснула в тихий час, ей звездочка.
— Этот воспитанник сегодня хорошо сидел, ему звездочка. — Теперь я отчетливее поняла значение первых дней Рэйни в садике — когда он являлся домой со звездочкой на лбу. Я раздумывала, что же он такое сделал — или не сделал — в те дни, когда на лбу у него ничего не было. А еще я осознала, что привычка Рэйни торговаться и выменивать — «Скажу, если дашь посмотреть мультик» — возникла, вероятно, из вот этого приема «сделай — получи» у китайских учителей.
Китайцы знают толк в эффективности, а простым сидением можно добиться сразу многого одним махом. Оно физически закрепляет отношения между учителем и учеником: повелитель возвышается, вассал низведен. Сидение к тому же — удобный способ блюсти порядок в классной комнате, под завязку набитой детскими телами.
В Америке многим педагогам, работающим с малышами, нравится метод общения, когда дети и воспитатели усаживаются все вместе в громадный круг. «Садимся в круг», — говорят они по многу раз на дню. Воспитанники и дети смотрят друг на друга на одном уровне. Китайцы, с которыми я это обсуждала, считают подобную рассадку чрезвычайно странной.
— Дети встают, уходят из круга и возвращаются на место, когда хотят, — сказала учительница Ли, которая однажды наблюдала это явление. — Нам в Китае не до такой роскоши. Если ты в классе, нельзя просто встать и пойти попить. Детей много, их нужно усаживать. Нельзя делать что хочешь. Должны быть яоцю — стандарты.
— У китайцев нет религии, и потому больше некому научить детей правилам поведения, — отвечает на мой вопрос о дисциплине в образовании преподаватель педагогического университета Го Ли Пин. — Учителя — высшие авторитеты.
Я спросила об угрозах учителей.
— Да, такого мы не хотим, — говорит Го, качая головой. — В наше время мы пытаемся объяснять, что угрозы детям в образовательную систему включать нельзя. Но на практике легко не будет. В нашей традиционной культуре учителя — это класс, который выше учеников, что влияет на манеру общения учителей с учениками. В Америке учитель уважает ребенка как личность, а в Китае общество значимее отдельной личности.
Я вспоминала детей из «Гармонии» и воображала почти полуторамиллиардный народ Китая. Эти дети с виду не казались несчастными, но не переполняли их и радость, открытость и любопытство, какие дарила бы жизнь моему сыну, как я на это надеялась. В этих детях мне виделось лишь безмолвное принятие судьбы, системы, правил, которые полностью понимали и какими повелевали лишь учителя. Было понятно, что тех, кто заходит слишком далеко, сурово наказывают.
Установка деревянных свай.
В различных комнатах дома
Немного об интересных дизайнерских «фишках», применяющихся для различных комнат дома при создании интерьера в стиле хай-тек:
В спальне главное действующее лицо это кровать. Кровать-подиум, со скрытыми ящиками для белья под ней отлично сэкономит пространство. Для спальни также часто применяется эффект парения кровати: делается скрытое основание и ленточная подсветка по контуру. Также добавляются светящиеся кубы-тумбочки, включаемые нажатием. Одежный шкаф утоплен в стену, сливается с ней. Дверца открывается беззвучно, нажатием, затем плавно отъезжает в сторону. Очень необычным, интересным решением для спальни становятся панорамные шумозащитные окна от потолка до пола из архитектурного стекла (теплосберегающего и солнцеотражающего). Часть остекления можно сделать матовой, окно закрывается простыми рулонными шторами, жалюзи или лаконичной тюлью. Продумайте освещение – для пары обязательно раздельно управляемая подсветка по краям кровати. Частный дом с большой спальней позволит установить камин, металлический, или выглядящий как пара черно-белых прямоугольников.
Кухня хай-тек предлагает глянцевые черные фасады мебели, ультрамощную вытяжку, либо такую же глянцевую, либо представляющую собой оцинкованную стальную широкую трубу. Обязательна подсветка рабочей поверхности, современная бытовая техника, похожая на промышленную или изящная гладко-глянцевая. Пол может быть выполнен из керамогранитной плитки, столешницы – из искусственного камня.
В гостиной хай-тек вы увидите огромный плоский телевизор (возможно спрятанный за раздвижной автоматической дверцей), стеклянные полки шкафов, или, будто принесенные с завода металлические стеллажи. Гостиная может прятать дополнительную кровать или посадочные места в стене, стол обязательно продуман раскладывающимся различными конфигурациями. Позаботьтесь о наличии первоклассной звуковой системы – домашнего кинотеатра. Обилием света, характерных материалов и технической оснащенностью, хорошая гостиная хай-тек будет напоминать космический корабль.
Особенности пейзажного стиля
Это направление дизайна по-другому еще называют классический стиль, не требует выравнивания рельефа, перепады высот здесь естественное явление. Поэтому проектирование ландшафта предполагает сохранение природной обстановки с холмами и водоемами.
Сад в пейзажном стиле должен смотреться максимально естественно, но растения и кустарники должны быть ухоженными и аккуратными.
Дорожки и водоемы здесь отражают собой ассиметричную упорядоченностьИсточник seattlehelpers.org
При создании проекта важно продумать систему тропинок, по которым нужно перемещаться по саду. Грамотный дизайнер искусно скомпонует все эти детали, удачно разместит скамейки, фонтанчики, хозпостройки и живописные клумбы на участке
Проект ландшафтного дизайнаИсточник seattlehelpers.org
Особенности пейзажного стиля в ландшафтном дизайне:
- Плавные линии с изгибами и изветвлениями для дорожек и тропинок. Такими же естественными должны быть берега водоемов. Никакой строгой симметрии и прямых геометрических линий.
- Архитектурные элементы для организации экстерьера: беседки, мостики гармонично вписываются в пейзаж, не выделяясь из общей среды.
- Приветствуется использование старинных статуй, скамеек в английском стиле.
Пейзажный стиль в ландшафтном дизайнеИсточник helionews.ru
- Клумбы и цветочные композиции органично вливаются в обстановку придомовой территории, их расположение – аккуратным холмиком, небольшой лужайкой.
- Только натуральные материалы для организации экстерьера. Нет – пластику. Глина, дерево, камень, железо – основные инструменты для создания красивого и гармоничного облика участка.
- Растения и кустарники, характерные для территории, где находится дом или дача. Неприемлемо – деревья тропического происхождения, травы и цветы в средней полосе северного полушария.
Цветочные композиции органично вливаются в обстановкуИсточник seattlehelpers.org
Природная гамма растений. Оттенки приглушенные: травянисто-зеленый, фиолетовый, серебристо-белый, светло-розовый. Пестрые цвета внесут разлад в английский стиль.
Приглушенные оттенки в пейзажном стилеИсточник benimmulku.com
Пейзажный стиль не подразумевает запущенности растений. Поэтому косить газон, ухаживать за цветами, выпалывать сорняки и другие хозяйственные работы выполнять требуется регулярно. Разве что это потребует меньше времени и сил, если бы у вас был современный ландшафтный дизайн в авангардном стиле.
В этом стиле отсутствует центральная точка, из которой могла бы открыться панорама на весь сад. Обозреть его можно только частично. Но с каждым переходом из одного места в другое взору «путешествующего» по участку открывается живописная картина.
Пейзажный стиль не подразумевает запущенности растенийИсточник housetipster.com
Каков хозяин, таков и стиль
В процессе выбора из многообразия художественных приемов гармонизации загородного участка сложно принять самое первое решение. Здесь необходимо отталкиваться от собственных предпочтений, ведь сад – это отражение души его владельца. Когда же стиль определен, дальнейший процесс пойдет быстрее: нужно точно соблюдать стилевое описание, следовать советам ландшафтных дизайнеров, грамотно ухаживать за созданным пространством. Тогда, совпадающее по внешнему виду с мечтой окружение загородного дома станет предметом гордости, а садовые заботы будут приносить удовольствие.
8 основных принципов садово-паркового искусства Китая
Китайские мастера выделяют 8 основных принципов садово-паркового искусства:
- действовать в зависимости от местных условий;
- максимально использовать окружающую природу;
- отделять главное от второстепенного;
- использовать контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое;
- в малом добиваться большого;
- учитывать гармонию пропорций;
- использовать постепенное раскрытие видов;
- учитывать время восприятия пейзажей.
Китайская прогулочная лодка на озере в Императорском парке Ихэюань г. Пекин
Мостик в парке Китая
Возможно, если бы мы переняли хотя бы часть китайского опыта и мировоззрения при создании парков и садов, наше отношение к природе стало бы более бережным и гармоничным.
Китайский стиль
Китайский ландшафтный стиль, фото которого приведено ниже, основан на принципах рационализма, минимализма, символизма, и на правилах фен-шуй. Этот стиль очень самобытен, так как формировался отдельно от всех остальных этнических направлений. Чтобы создать на своем участке уютный и оригинальный китайский сад, нужно изучить основные постулаты китайской философии, из которых вытекают законы формирования пространства.
Сад в китайском стилеИсточник alumall.ru
-
В декоре не должно быть ничего лишнего или случайного, каждый элемент имеет свое определенное место и назначение.
-
Центром ландшафтной композиции должен стать определенный акцентный элемент. Это может быть скульптура, клумба или дерево. Акцентный элемент обычно размещают на возвышенности.
-
В ландшафте в гармоничном соотношении должны присутствовать символы четырех стихий – огонь, вода, дерево, металл. На участке желательно обустроить фонтан или водоем, а также аккуратно вплести в ландшафтную композицию предметы декора из металла.
-
При распределении пространства участка необходимо руководствоваться правилами фен-шуй, чтобы в его композиции присутствовало достаточно элементов, символизирующих женское и мужское начало, и чтобы он наполнился жизненной энергией Ци.
Оформление участка по фен-шуйИсточник sashe.sk
Китайский стиль совмещает в себе этническое и природное художественное направление. Основная его идея – воссоздать на ограниченном пространстве миниатюрную модель гармоничного мира, в котором присутствуют все виды энергии, природа во всех ее проявлениях и рукотворные предметы, которые могут носить как практический, так и чисто эстетический характер. Но все это должно быть представлено в грамотно выдержанных пропорциях, преимущественно в виде символов и аллегорий.
В настоящем китайском саду природного должно быть больше чем декоративного. В идеале он представляет собой такое пространство, в котором все сделано руками человека, но при этом создается ощущение полного единение с естественной природой.
Китайский сад с перголойИсточник artfile.ru
Китайский стиль предполагает абсолютную универсальность. Он ненавязчивый и спокойный. В нем одинаково комфортно в любое время суток и в любое время года. Вся зелень тщательно ухожена, она растет свободно. Элементы архитектуры и декоративного оформления состоят из плавных линий.
Чтобы получить узнаваемый китайский ландшафт, нужно разместить на участке некоторые характерные для него детали.
-
Ворота прямоугольной формы с изогнутой верхней частью. Такие ворота сложно сделать функциональными, они могут быть просто декоративными, поэтому устанавливают их не прямо на входе во двор, а внутри самого участка на одной из главных садовых дорожках.
-
Каменные скульптуры, а именно изваяния стилизованных львов – это классический атрибут ландшафта в китайском стиле. Они имеют символическое значение и всегда располагаются у входа в дом или у въездных ворот.
Каменный лев у входа в домИсточник cepolina.com
-
Китайские фонари могут сделать дизайн более колоритным и эффектным. Их размещают под навесом дома или в беседке.
-
Беседка в китайском стиле имеет характерные очертания. Она состоит из прозрачных перегородок и изогнутой кровли. Устанавливается обычно около водоема.
-
Мостики в восточном стиле – это почти обязательный элемент. Они тоже имеют свое символическое значение. Делают их из дерева, украшают резьбой, рядом создают композиции из камня и песка.
-
Арки в садовых каменных стенах или просто как отдельно стоящие конструкции усиливают эффект восточного ландшафта.
Каменная арка в китайском садуИсточник pinterest.jp
Концепция китайского сада предполагает условное разделение участка на несколько сегментов, каждый из которых должен представлять собой законченную ландшафтную композицию. Разделение осуществляется при помощи живых изгородей, садовых стен, бамбуковых или деревянных ограждений. Но если участок не очень просторный, можно применить другой популярный азиатский стиль – японский. Он во многом похож на китайский, но японские сады более однородные и минималистичные.
Дополнительные дизайнерские решения
Архитектура ландшафта — это и большие проемы в стенах, и «лунные ворота», и входная зона с изогнутой крышей, и оригинальные беседки. Каждая деталь привносит в дизайн что-то свое, в котором обязательно читается философский смысл поднебесной.
Китай — это страна с богатым и разнообразным рельефом, который и отражен в ландшафтном дизайне. Повторить его можно и в Москве, и Московской области. Но реализация проекта требует опыта и знаний. Не вся флора восточного государства способна прижиться в нашем климате — дизайнеры подбирают свой уникальный набор растений, который профессионально вплетают в общую картину.
Литература
- Проблемы садово-парковой архитектуры: Сб / Ред. М. П. Коржев; Секция планировки городов союза сов. архитекторов. — М.: Изд-во Всесоюзн. акад. архитектуры, 1936. — 348 с.
- Ванин С. И., Ванина С. Е. Типы садов и парков / С. И. Ванин, С. Е. Ванина; Ленинградская лесотехническая академия им. С. М. Кирова. — Л.: ЛТА, 1947. — 48 с.
- Рубцов Л. И. Садово-парковый ландшафт. — Киев: Изд-во АН УССР, 1956. — 212 с.
- Николаевская З. А. Водоёмы в ландшафте парка / Худ. А. С. Александров. — М.: Госстройиздат, 1963. — 196 с. — 1 300 экз. (в пер.)
- Косаревский И. А. Искусство паркового пейзажа. — М.: Стройиздат, 1977. — 248 с. — 10 000 экз. (обл.)
- Рубцов Л. И. Проектирование садов и парков. — М.: Стройиздат, 1979. — 188 с.
- Ильинская Н. А. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры. — Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1984. — 152 с. — 8 500 экз.
- Николаевская З. А. Садово-парковый ландшафт. — М.: Стройиздат, 1989. — 344 с. — ISBN 5-274-00591-8.
- Теодоронский В. C. Учитель, перед именем твоим…: к 100-летию С. Н. Палентреер / В. С. Теодоронский // Цветоводство. 2001. № 2. — С. 22. — ISSN 0041-4905.
- Теодоронский В. C. Садово-парковое строительство / Московский государственный университет леса. — М.: Изд-во МГУЛ, 2003. — 336 с. — ISBN 5-8135-0164-9.
- Курбатов В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства: Сады и парки мира. — М.: Эксмо, 2007. — 736 с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-19502-2. (в пер.)
Философия стиля
Согласно китайской философии давних времён мир имеет три основы: Небо, Землю и Человека. Человек усиливает естественную природу, придавая ей форму. Это выражается в использовании разных природных материалов для украшения участка. Например, при помощи камней, деревянных коряг, искусственных холмов и озёр.
С китайским садом связывают учение фэн-шуй. Основами такого подхода при оформлении ландшафта являются следующие моменты:
Гармоничное соотношение пяти стихий. Соблюдаются определённые пропорции между водой, землёй, свободными и занятыми площадями
Особое внимание уделяется центру определённой зоны. Каждое растение (дерево, цветок, куст) несёт определённую информацию и имеет значение
Всё в саду должно нести энергию Ци, которую направляют в нужную сторону.
Знаете ли вы? При династии Мин (XIV–XVII века) сады в Китае стали непременным атрибутом местной элиты и центром культуры. Они стали местом встречи учёных, художников и литераторов.
Описание
Одно из основных направлений ландшафтного искусства Поднебесной – создание на небольших участках земли миниатюрных пейзажей. В традиционный китайский сад могут быть размещены самые разные архитектурные сооружения, например, мостики, беседки или павильоны. В нём обязательно наличие водоёмов. Можно встретить даже скалы и гроты. Для общей эстетики в композиции добавляются редкие виды деревьев, красивоцветущие кустарники, высаженные как одиночно, так и небольшими группами.
Другое направление – это проектирование ландшафта на обширной территории с устройством на ней огромных водоёмов и крупных рельефных форм. Чаще всего — рукотворного типа: скал, гор, водопадов. Обязательным считается наличие крупных групп растений, которые могут быть разделены дорожками, а также «речками» или даже «ручьями». Чаще всего используемые культуры – розоцветные. Например, тут могут располагаться такие деревья, как миндаль, яблони, вишни, сливы, персики, а также древовидные или травянистые растения: тюльпаны, пионы, розы, касатики, сирень, лагерстремии и другие красивоцветущие представители мира флоры.
Планировка китайского сада
Основа направления — создание перспективы и безграничности. Разбитая на миниатюрные сады, территория выглядит единым целым. Каждый участок плавно перетекает в другой, открывая новые пейзажи. Кажется, что эти переходы никогда не закончатся, и тропинки будут все также вести вдаль.
Зонируют пространство витиеватыми дорожками, крупными растениями, живыми изгородями и арками. Кроме функциональной роли, они выполняют и эстетическую, наполняя ландшафтный дизайн привлекательными для глаз элементами. Центральное положение обычно занимает водоем, как символ спокойствия и мира.